Соционический взгляд на фильм "Кто боится Вирджинии Вулф"

Режиссёр - Майк Николс. Жанр - драма, год - 1966, страна - США.

Награды:

5 "Оскаров" - лучшая актриса (Э.Тейлор), лучшая актриса второго плана (Сэнди Деннис), лучший художник, лучший оператор, лучшие костюмы.

3 премии "BAFTA" - лучший актер (Р.Бартон), лучшая актриса (Э.Тейлор), лучший фильм.

Премия Kansas City Film Critics Circle Awards - лучший фильм, лучшая актриса (Тейлор).

Премия Laurel Awards - лучший фильм в жанре драма, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана, лучший актёр.

Премия National Board of Review, USA - лучшая актриса (Тейлор).

Премия New York Film Critics Circle Awards - лучшая актриса (Тейлор).

Премия Гильдии сценаристов Америки - лучшая американская драма (Э.Леман).

 

Самая лучшая совместная работа супружеской пары Бартон - Тэйлор поставлена театральным режиссером Майком Николсом, избравшего для дебюта в кино пьесу Эдварда Олби, шокировавшую театральных зрителей беспощадным анализом "семейного ада", отношений любви-ненависти между супругами с двадцатилетним стажем. В реальной жизни отношения между супругами, сыгравшими главные роли были ещё более бурными, чем у их героев - актёрская семейная пара неоднократно расходилась и вновь сходилась, дважды официально регистрировала и аннулировала свой брак.

С точки зрения соционики это отношения двух этиков, а если быть ещё точнее, отношения СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА (ПЕРЕДАТЧИК - ПРИЁМНИК). Главная героиня, которую сыграла Элизабет Тейлор, - эмоциональный Гамлет, её муж - подавленный профессор истории - Бартон - Наполеон. В реальности подобный союз, думаю, спокойнее, но несимметричность восприятия друг друга - это проблема обоих, так как Наполеон - это ПРИЕМНИК (подзаказный), а Гамлет - ПЕРЕДАТЧИК (заказчик).

Для ПРИЕМНИКА (Наполеона) ПЕРЕДАТЧИК (Гамлет) очень значимый человек. Все его действия и разговоры первым воспринимаются как "ЗАКАЗ", он пытается понять, осознать, помочь. Но если посмотреть как Гамлет относится к Наполеону, то картина получается немного грустная.

Однако, давайте всё по-порядку.

Партнёр - ПЕРЕДАТЧИК вызывает уважение разными своими способностями и даже осанкой. Всё старое, вновь от него услышанное, наполнено большей глубиной, значительностью, новыми оттенками. Открытие воспринимается как что-то давно ожидаемое. ПЕРЕДАТЧИКА признают, ему сочувствуют, помогают, уступают, жалеют из-за его мнимой хрупкости, даже когда он об этом и не просит. Перед ним всегда чувствуют себя как бы немного в долгу и стараются пойти навстречу. ПЕРЕДАТЧИКУ делают уступки, не ведая, что это уступки. От него стараются чего-то добиться - признания, знака внимания. Его влияние на ПОДЗАКАЗНОГО ПРИЕМНИКА - это уровень гипноза. Человек не может оставаться спокойным и безучастным к тому, что в нём программирует его ЗАКАЗЧИК. И эту программу нужно обязательно выполнить!!!

А как ПРИЁМНИКИ влюбляются в своих ПЕРЕДАТЧИКОВ!!!! Сплошная романтика!!! Но это отдельная история. В фильме, к сожалению, самое прекрасное и не показали….

Вернёмся к серьёзной, научной трактовке. Суть социального заказа в том, что человеку задание даётся в такой форме, что от него отказаться трудно и даже немыслимо. Проблема ПРИЁМНИКА в том, что он, полностью понимающий опыт и всю деятельность ПЕРЕДАТЧИКА, абсолютно не способен на него влиять. Гамлета нужно укрощать, а не потакать ему. На эту роль Наполеон не годится.

В спорах ПЕРЕДАТЧИК всегда прав, даже тогда, когда спор идёт о том, что лучше знает ПРИЁМНИК. Не он же виноват в том, что аргументы ПРИЁМНИКА "неубедительны" и "бестолковы", что постоянно приводятся "не те" доводы. Можно добавить, что агрессивность ПРИЁМНИКА ПЕРЕДАТЧИК по-настоящему тоже не понимает. Она тоже неубедительна, на неё почти не обращают внимания, отмахиваются от неё. Это потому, что ПЕРЕДАТЧИК никогда не чувствует себя виноватым в отношениях с ПРИЁМНИКОМ, не видит причин для каких бы то ни было угрызений совести, не понимает, из-за чего на него сердятся, и даже вообще не верит, что на него по-настоящему сердятся. Возможно, эта невозмутимость и есть одна из причин, почему ПРИЁМНИК не может по-настоящему рассердиться.

В этих отношениях ПРИЁМНИКУ желательно удалиться на "безопасное расстояние". Если ему это не удается, он превращается в вассала "своего хозяина". Внимание со стороны ПЕРЕДАТЧИКА, если к нему успели привыкнуть, является необходимым условием психического "комфорта" ПРИЁМНИКА. От него не отказываются, напротив, стараются сохранить. ПРИЁМНИК иногда жалуется на ПЕРЕДАТЧИКА или даже восстает против него (чего тот часто не замечает), но это лишь до тех пор, пока он находится вне поля внимания ПЕРЕДАТЧИКА. Проявлять агрессивность в отношении ПЕРЕДАТЧИКА невозможно, в связи с ощущением его "хрупкости". Все сигналы "значимого человека" воспринимаются ПРИЁМНИКОМ как через усилитель, а сигналы недовольства - как сигналы бедствия.

ПРИЁМНИКУ и в голову не приходит, что его ЗАКАЗЧИК выступает в роли ноющего ребенка, который ждёт всего лишь успокоения, и что чаще всего его мнимая жалоба не требует никакого ответа. Упреки ПЕРЕДАТЧИКА исключительно неприятно возбуждают ПРИЁМНИКА. И совершенно непонятно, как их избежать, как "всё это" прекратить. Тем более, что объяснить ПЕРЕДАТЧИКУ, в чём суть дела, практически невозможно. ПРИЁМНИКУ не хватает "убедительных аргументов", он обычно избегает проявлений своей агрессивности, потому что чувствует ответственность за духовный покой ПЕРЕДАТЧИКА, и потому, что трудно объяснить другому то, чего он по складу своего характера не воспринимает.

Таких браков довольно много. В них ПОДЗАКАЗНЫЙ постоянно чувствует себя виноватым и живёт в тревоге. Искупить свою "вину" и доказать преданность можно только одним способом - исполнение всех желаний ЗАКАЗЧИКА.

 

Е.Н. Гладкова

 

При написании статьи использованы материалы из книги Аушры Аугустинавичюте "Соционика".


Назад на главную страницу | К предыдущей статье | К следующей статье

Хостинг от uCoz