Картинки из жизни типов

Социомодель. Функции.

Прожив на этом свете четыре десятка лет, я казалась себе достаточно опытным человеком, разбирающимся в жизни и в людях. Но, чем больше изучаю соционику, тем больше понимаю как не просто строить отношения между людьми. Нас этому учат ряд психологов: Дейл Карнеги из классиков, Козлов, Курпатов из современников и т.д. Но, к сожалению, их рекомендации "надо вести себя и поступать так-то, а не эдак", не всем подходят.

Соционика даёт нам глубокое понимание сути человека, его социальной миссии. Ведь очень часто именно соционический тип каждого из нас формирует особую тактику поведения, наши увлечения и характер. На странице "Функции" своего сайта я взяла за основу модель Юнга. Она содержит 4 функции и не совпадает с моделью Аугустинавичюте, в которой 8 функций. Можно сказать, что модель Юнга - это краткое изложение нашей психики, модель Аугустинавичюте - полное.

Хочу напомнить, основы СОЦИОНИКИ были заложены в трудах австрийского психолога Карла Густава Юнга, а позднее, в 60-х годах, её принципы продолжала разрабатывать литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте. Эта уникальная наука определила шестнадцать основных типов личности и шестнадцать взаимоотношений, которые складываются между людьми. Некоторые из этих взаимоотношений комфортные, они ложатся в основу дружбы, приязни и любви. Другие, наоборот, трудны и сопряжены с разногласиями и раздорами, что, кстати, совсем не означает, что на их основе не может вырасти дружба или зародиться любовь. Беда только в том, что, как правило, и дружба и любовь в этом случае будут сопровождаться негативными последствиями - недоверием, конфликтами, частым выяснением отношений. Об этом полезно знать тому, кто попал в такого рода отношения и не может выйти из заколдованного круга.

Итак, соционика утверждает, что человеческая психика воспринимает информацию окружающего мира по восьми функциям. Среди них есть доминирующие, есть слабые. Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает только определённые качества и оставляет недоразвитыми остальные. Тем самым слабые функции образуют характерную для каждого типа неполноценность.

Из общего информационного потока выделяется и хорошо обрабатывается информация по первым двум функциям. Но есть информация, которая видится нами хуже и соответствующие функции слабее, чем первые две. Есть информация, которая совсем игнорируется или очень тяжело воспринимается психикой индивидуума. Классическое представление модели "А" с названиями функций и горизонтальных блоков представлено в таблице.

ЭГО - "ЗНАЮ"
1 функция - БАЗОВАЯ 2 функция - ТВОРЧЕСКАЯ
СУПЕРЭГО - "НАДО"
4 функция - БОЛЕВАЯ 3 функция - РОЛЕВАЯ
СУПЕРИД - "ХОЧУ"
6 функция - РЕФЕРЕНТНАЯ 5 функция - СУГГЕСТИВНАЯ
ИД - "МОГУ"
7 функция - ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ 8 функция - ФОНОВАЯ

Первая базовая и вторая творческая функции составляют блок ЭГО. Этот блок соответствует состоянию "взрослый", в нём мы принимаем ответственные решения. Он характеризуется полностью словом "ЗНАЮ"

Третья ролевая и четвёртая болевая функции составляют блок СУПЕРЭГО. Он соответствует состоянию, когда мы чувствуем постоянный контроль над собой. Зона осознанной неуверенности, зависимости от общественных ожиданий. Он характеризуется полностью словом "НАДО". Интересно, что когда человек не хочет раскрывать в незнакомой обстановке свою истинную личность, потому что чувствует себя недостаточно уверенно, а в то же время ему нужно прозондировать обстановку, он начинает преподносить себя по этим функциям. Ролевая функция помогает ему подстроиться под требования среды, а болевая функция показывает те секторы, где ему грозит перегрузка, которых следует избегать в целях самосохранения. Человек ведет себя не так, как по своему взрослому блоку (базовая и творческая функции). В этом состоянии он больше похож на тот тип, с которым он находится в отношениях, названных "СУПЕРЭГО". (Например: Бальзак может быть похож на Дюма, Наполеон на Дон Кихота, Робеспьер на Драйзера).

Пятая суггестивная и шестая референтная функции составляют блок СУПЕРИД. Соответствует состоянию "ребенок", в котором мы непосредственно и восторженно воспринимаем жизнь. Здесь мы ожидаем защиты, ищем образ идеального партнера. Он характеризуется полностью словом "ХОЧУ".

Седьмая ограничительная и восьмая фоновая функции составляют блок ИД. Он соответствует состоянию "родитель" в той ипостаси, когда мы сами контролируем всех в соответствии с указанными образцами. Зона бессознательной защиты своих интересов, борьбы и страхов. Он характеризуется полностью словом "МОГУ".

Картинки из жизни типов и каждая функция в отдельности

Функция, попавшая на первую позицию, называется БАЗОВОЙ, её можно считать основой личности. Только она способна наиболее адекватно воспринимать информацию. Первая функция самая сильная. Она настолько сильная, что человек не замечает, как она работает. Он не говорит по этой функции, как и что надо сделать, а просто берётся за задачу и решает её, часто автоматически, что называется "между делом". Если он сравнивает себя с человеком, у которого эта функция вторая, то ему кажется, что он даже слабее по этой функции. Дело в том, что по второй (творческой) функции каждый из нас много рассуждает, гордится ей. Наверное поэтому человек часто не понимает и не осознает роль своей первой функции.

Первую функцию можно охарактеризовать словами: компетенция, профессионализм, опыт. Представьте, что вы работаете по своей профессии долгое время, вы опытный и компетентный мастер. Для вас работа - рутинное обычное дело, которое несёт не только удовлетворение, но и усталость, измотанность, раздражение. Каждое новое задание по работе далеко не всегда вызывает энтузиазм, а чаще наоборот, желание увильнуть от неё. Но если всё-таки приходится за неё взяться, то сделаете её быстро, хорошо и профессионально. И вот, на улице случайно встречаете своего давнего друга. Охотно ли вы будете рассказывать ему о своей работе? Думаю, что нет. Вот также и первая функция.

Если провести испытания среди людей разного типа на решение, например, логической задачи, то самое первое и правильное решение вы получите от людей с сильной первой функцией - логикой соотношения. На соревнованиях кулинаров обычно побеждают люди с базовой сенсорикой ощущения. Они умело экспериментируют со вкусами блюд.

Картинки.

У Гюго первая функция - этика эмоций.

Для того чтобы описать Гюго, надо запастись как можно большим количеством восклицательных знаков. И не бояться! ставить их!! где попало!!!

Мир прекрасен и удивителен!

Привет! А я Гюго. Я так люблю, когда весело и все смеются.

Гюго легко узнаётся по издаваемому шуму. Всё у него - разговор, смех, плач, даже шёпот - раза в полтора громче, чем этого бы хотелось окружающим.

"И вообще меня называют некоторые языкатой и болтливой и что у меня язык без костей и спрашивают - не болит ли он у меня".

Бурные эмоции при сильном волевом напоре, "волевая эмоциональность" и "эмоциональная воля". Представители этого типа не считают нужным скрывать ни своих эмоций, ни своих желаний: и то, и другое - естественно и выражается из благих побуждений, так что же в этом плохого?!!! Поэтому всё лучшее и всё худшее из того, что с ними происходит, моментально становится известно окружающим.

Робеспьер - логика соотношений. Эта функция отвечает за интеллект и системное мышление, в предметном мире она "наводит" структурный порядок. Она открывает законы мира и разрабатывает законы общества.

"Я думаю всегда - когда ем, когда хожу, смотрю фильм, слушаю музыку, когда болтаю с кем-то о пустяках и даже когда сплю. Думать я не устаю. Иногда это просто фантазии или обрывки каких-то мыслей, а иногда неожиданное озарения о мире, вселенной, в которой мы живём".

Иногда кажется, что Робеспьер не столько живет, сколько познаёт жизнь. Его внешняя отстранённость от мира, его молчаливое восприятие всего происходящего вокруг - лишь для того, чтобы не замутить своим присутствием реальную, объективную картину бытия. В своём сознании он строит как бы умозрительную модель всей известной ему вселенной и на этой основе пытается найти самые глобальные закономерности Жизни.

Бальзак - интуиция времени.

Живут на свете люди, которые упорно хотят быть немного в стороне от проходящей мимо них жизни. Нарочитое спокойствие, сдержанность, аккуратные неторопливые движения, размеренность, спокойствие, спокойствие, спокойствие...

Это Бальзак. Всё течет, всё изменяется. Способен предвидеть возможные последствия действий или развитие любых событий. Интровертная интуиция помогает ему остановить прекрасное мгновенье, чтобы вдоволь насладиться им, а может раскрутить ход событий - "Время, вперёд!" Умеет предвидеть опасности и может помочь незаметно ускользнуть от них, умеет дождаться своего, оказаться "в нужном месте в нужное время".

 

Вторая функция - ТВОРЧЕСКАЯ. По ней человек способен творить, создавать нечто новое, чего не было в мире до него. Очень хорошо работает на людей. По ней же осуществляется основная критика происходящего вокруг. Любит работать на публику, любит похвалу. По этой функции каждый из нас много выдаёт информации, в которой разобрался. Успехами по 2-й функции человек особенно гордится, и этим передаёт знания другим людям. Таким образом с помощью неё он успешнее налаживает коммуникации с внешним миром.

Вторую функцию можно охарактеризовать словами: увлечение, хобби, страсть. Хобби в отличие от профессии не требует накопления опыта, не учит человека на его ошибках. Увлекает не результат, а процесс его достижения. Любимым делом, в отличие от профессии, занимаются не всегда, а когда появляется возможность, в свободное от основной профессии время. Однако эта страсть так же может длиться долгое время, иногда, всю жизнь.

Как вы думаете, может ли человек прославиться благодаря своему хобби? Конечно! Вот пример. Льюис Керролл знаменит своими сказками "Алиса в Стране Чудес" и "Зазеркалье". Но не все знают, что его профессия - математик, причём известны его серьёзные научные труды под именем Чарлз Лютвидж Доджсон. Детские книги он писал в промежутках между чтением лекций и проведением занятий со студентами в Оксфорде. Вот так вторая функция может затмить иной раз более сильную первую функцию.

Картинки.

У Робеспьера вторая функция - интуиция возможностей. Очень любит поговорить о различных вариантах исхода событий, о разных способах решения задачи.

Гюго любит говорить по сенсорике ощущения (белая сенсорика), о продуктах питания. Сам много готовит, любит угощать, приглашать в гости, обожает свадьбы, застолья, дни рождения, все мероприятия со вкусной едой и весельем. Жить не может без подобных традиций, никогда их не пропускает, об этом часто рассказывает, показывает фотоальбомы. Большое значение в его типе играет первая функция, черная этика - этика эмоций. Думаю, что сначала Бог создал Гюго, а уж потом Гюго придумал праздники.

Бальзак силён по деловой логике, любит работать как руками, так и головой. Может построить, наладить или починить любой механизм от каменного топора до орбитальной станции. Он неутомимый труженик и изобретатель. Знает как легче всего и с наименьшими затратами добиться поставленной цели, как из любой ситуации или положения извлечь пользу, как делать дело. Руками может мастерить неповторимые предметы, которые являются плодом его фантазии. Коряги на странице "Эмоции" - дело рук Бальзака.

Гексли - этика отношений. Информация по этике отношений касается желаний людей, их интересов, нравственности. Она учит нас любви, тактичности, доброте, состраданию, чувству долга, совести. Очень хорошо знает, "что такое хорошо и что такое плохо". Пытается изменить отношения между людьми в лучшую сторону. Этика отношений - это ещё привязанности, привычки, тяготения.

Гексли сильно переживает, расстраивается из-за общественных беспорядков и предъявляет претензии в нетактичности, грубости, хамстве окружающим и всему обществу. Делают это достаточно корректно, не амбициозно, например, могут грустно, но эмоционально шутить. Проблема в том, что общество наше, частенько с этикой не дружит. Следовательно, их не понимают, считают бесхарактерными, а речи не внятными. В подобных ситуациях и в нашей среде иногда лучше отказываться от мягкости, а проявить организованность, твёрдость и логичность, как в своих делах, так и в разговоре с кем-либо. Но моим друзьям Гексли сделать это не просто.

Пророк МУХАММАД, ИИСУС, их сподвижники говорили именно о нравственных аспектах нашей жизни, пытаясь объяснить людям правильную систему общения друг с другом. Ими выявлялись пороки людей, говорилось о том, что можно делать, а что нельзя. Грешным и непокорным объясняется, почему, например, желательно расстаться с такой пагубной привычкой, как КУРЕНИЕ! Хотя количество курильщиков-мусульман исчисляется миллионами, курение невозможно признать как занятие, достойное мусульманина, т.к. оно причиняет вред самому себе и остальным людям. Некурильщики имеют право дышать чистым свежим, ничем не загрязняемым воздухом. В Коране строго отслеживаются и защищаются территориальные и воздушные пространства каждого человека.

Как-то на своей любимой кафедре я решила поработать по этике отношений и предложила провести "акцию" по борьбе с курением, дабы люди не курили в коридоре и проветривались на улице минут тридцать после того как покурят. Одними из первых меня поддержали Гексли. Результат, конечно, был: два этика бросили курить. Но логики (особенно логики-сенсорики) остались при своих сигаретах.

Не собираюсь возносить тип Гексли в ранг святых. Они обычные люди со своими недостатками. Нравственности и совести они будут учить по своим соображениям. Но за помощью в отстаивании этических проблем или если вас чем-то обидели несправедливо, к ним всегда можно обратиться, они не только посочувствуют, хорошо поймут, но и, по возможности, помогут.

И ещё. Прожив в Венгрии пять лет, поняла, что наша страна очень "дикообразная" в этических вопросах. Там приятно удивляет чуткое, внимательное, даже ласковое отношение друг к другу, соблюдаются правила по территории: никто не мусорит, разговаривают в супермаркетах, больницах, банках, автобусах, на улицах спокойно и достаточно тихо, в аптеках - даже шёпотом. После 7 часов вечера города и деревни вымирают, мадьяры не ходят по улицам пьяные, не кричат, не поют песен.

Знаю, что в Японии, говоря современным языком, только у самой отстойной публики пипикает машинная сигнализация. Уж что говорить о громко включённой музыке…

Вернемся к Венгрии. В роддоме, когда я рожала дочь и сделала попытку крикнуть, как обычно делают роженицы, мне врач вежливо сказал: «Мадам, у нас не орут».

Курить можно только в строго отведённых местах. За всё время проживания в Венгрии, пьяных и грязных видела только русских. Вот так!

Этические отношения в нынешней России мне напоминают фильм Кустурицы "Андерграунд". Не одно поколение должно смениться, чтобы общественный этикет нашей страны хоть в какой-то мере соответствовал мировым стандартам!

Такая вот "ода об этике" читателям Интернета.

 

Третья функция - РОЛЕВАЯ. Она значительно слабее первых двух и работает, как правило, лишь время от времени. Это происходит в тех случаях, когда человек по каким-то причинам не хочет показывать своё истинное лицо, старается продемонстрировать дополнительные возможности, т.е. "хочет казаться…".

Картинки.

Наполеон "хочет казаться" по интуиции возможности. Никогда не подумаешь, что она у них слабая. Он интересуется науками, новыми технологиями, информацией, с интересом слушает о новейших достижениях мирового прогресса, хотя читать не любит и мышление достаточно вязкое. Серьёзно отслеживать новые идеи в области информационных технологий или физики - это не для него.

А как Бальзак захватывающе рассказывает по сенсорике ощущении (белой сенсорике)! Угостит вас необыкновенным чаем, научит правильно заваривать кофе. При этом подключит свою болевую четвёртую функцию - чёрную этику. Будет вас веселить всякими шуточками. А рассказы о вине!! Создаётся впечатление, что он всё время только и занимается тем, что дегустирует вина мира! Может прекрасно и представительно выглядеть, если всё-таки приходится вылезти из своей раковины. Но, в общем, в своей жизни он не отдаёт главного предпочтения еде и внешнему виду. Поэтому, отдыхая от людей, в отпуске может месяцами не бриться, да и ест то, что под руку подвернётся: "А зачем? Меня же никто не видит, а на еду время жалко тратить". Его больше волнует духовная и интеллектуальная пища. Но учтите, к окружающим по этим же аспектам он требователен!

Робеспьер "хочет казаться" по этике отношений. При новых встречах может обаятельно улыбаться, быть очень тактичным и внимательным, но если вы собрались ждать подобное отношение всю жизнь, то смею вас разочаровать.

Гюго "хочет казаться" по деловой логике. О… Кто не видел Гюго в работе, тот ничего не видел!!! Все кипит, шумит и падает! "Работы не может быть много, её всегда мало!!!" - кричит он. Границы работы он разнесёт до небывалых размеров, подключит всех. Вы не хотите работать?!!! Тогда вы труп!!! Учтите, у Гюго нет времени, чтобы вас уговаривать: "Что тут делать, это легко, сейчас всё сделаем!!!" И тогда, когда он начнёт всё крушить, вот тут вас осенит, что нужно было соглашаться по-хорошему.

Однако необходимо помнить, что долго работать по ролевой функции трудно, быстро наступает усталость.

 

Четвёртая функция - БОЛЕВАЯ или, иначе, точка наименьшего сопротивления. По ней труднее всего собирать, усваивать и применять информацию. А в тех случаях, когда человек вынужден прибегать к услугам этой функции, он испытывает наибольший дискомфорт, чувствуя себя весьма некомпетентным рядом с кем-то другим. Это - Ахиллесова пята, которую каждый из нас старательно прикрывает. Зона страха.

Послушайте притчу об этой функции. Представьте себе человека, который, чтобы избавиться от надоевших тараканов, поджёг свой дом. Проблема была решена - тараканы перевелись. Правда, потом оказалось, что и жить уже негде. Вот так работает и четвёртая функция - неуклюжая, забитая, зашоренная, паникующая по поводу и без повода.

Эта функция не видит полутонов, не удовлетворяется частичными решениями, не идёт на компромиссы. Она готова биться в истерике из-за пустяка, а серьёзные проблемы изо всех сил избегает решать (или даже старается их не замечать). Если жизнь постоянно требует её включения, дело может закончиться психосоматическими расстройствами.

Однако нельзя сказать, что дело так уж и безнадёжно. Четвёртая функция может учиться на собственных ошибках. Она способна запомнить решение (основанное чаще всего на своем опыте), которым человек воспользуется следующий раз в сходной ситуации. Но если новая ситуация будет в чём-то отличаться от предыдущей, старая заготовка мало чем поможет - снова поражение. Но и приобретение нового кусочка опыта.

Возможно, правда, что четвёртая функция сама пытается сделать что-то конструктивное. Это может получиться, если никто не видит её неуверенных попыток. Тогда она может научиться с горем пополам стоять на двух ногах и даже немного ходить. Но стоит только появиться хотя бы и доброжелательному зрителю - она обязательно ляпнется в лужу, да не простую, а самую глубокую и грязную.

Самых больших успехов в работе этой функции человек может добиться, когда она работает для других людей и совершенно бескорыстно!

Картинки.

У Гюго четвёртая функция - интуиция времени. Проявляется в жестком контроле за временем, опаздывающие сурово осуждаются, те, кто не может точно определиться, где они будут через полгода, объявляются ненадёжными. Старается всю работу делать быстро, т.к. времени нет!

Такая же четвёртая функция у Штирлица. Моя подруга Штирка преподаёт английский язык в школе у старших классов. Как-то она со мной поделилась проблемой, говорит: "Мне кажется, английский язык - это не моё. У меня есть тест на знания английского языка, но он на ВРЕМЯ. Мои ученики почти все его проходят, но не я! Моя дочь (Робеспьерка) - легко! А я никогда не могу дойти до конца. С третьего задания начинаю паниковать, мне даже стыдно". Чтобы развеять комплекс, пришлось ей объяснить в чём дело.

У Наполеона и Гексли чётвертая функция - логика соотношений. Им трудновато говорить логично, может, именно поэтому они не любят ругаться, так как чтобы эффектно ругаться нужно с логикой дружить. Заниматься счётом, бухгалтерией, разобраться в схемах, думать системно им тяжело.

Робеспьер, Достоевский - волевая сенсорика. Плохо отстаивают и защищают свою территорию, могут отказаться от защиты своих интересов. Если жизнь всё же заставит, то активно проявляют жестокость под видом принципиальности.

Бальзак, Габен - этика эмоций. Насаждение в их жизнь эмоционального прессинга: бурные перепады настроения, яркие эмоциональные разговоры могут отравить им жизнь. Частые праздники, застолья, шумные компании - не для Бальзака и Габена. Люди с сильной черной этикой (Гюго, Гамлет) им или конфликтёры, или ревизоры.

Максим, Драйзер - интуиция возможности. С большой осторожностью относятся ко всему новому. Всё, что касается перспектив развития, нестандартных решений, всё то, что ими ни разу не проверялось, может их вывести из себя, сильно разозлить. Частые неожиданные ситуации, идеи - это для них стресс.

Для самостоятельного творчества эта функция не предназначена. По ней уместно проявить смирение, а также мужество доверять оценкам других людей. Умение принять помощь и не настаивать в своих заблуждениях в этой области освобождает от комплексов. Как бы мы ни учились говорить на языке четвёртой функции, он для нас он будет чужим. Но владея, хоть немного и не в совершенстве, "иностранной" четвёртой функцией, личность становится более полноценной. Но, помните, чтобы сохранить стабильную самооценку, не требуйте от себя невозможного, не предъявляйте к себе повышенных требований, хвалите себя за то, что получается у вас по болевой точке сегодня лучше, чем вчера.

 

Пятая - СУГГЕСТИВНАЯ функция. По ней информация воспринимается от других некритично и с благодарностью. Пятая функция способна "умирать от голода рядом с полным холодильником", а предложение "не ждать, пока кто-нибудь позаботится о ней, и самой приготовить себе обед" воспринимает как смертельную обиду. Вместе с тем она очень доверчива и, будучи "вечно голодной", с огромной благодарностью поглощает всё, что только ей предложат, - и стоящее, и пустяковое, и полезное, и вредное. По уровню своего развития и по способности "поглощения" она напоминает младенца, "озабоченного" только своими потребностями. И чуть что не так, сразу же даст знать об этом всем окружающим во всю силу своего голоса. А что именно не так, нужно выяснять им. Человек мало способен самостоятельно понять суть своих проблем по пятой функции.

Чтобы человек комфортно себя чувствовал, ему нужна постоянная подпитка по этой функции доброкачественной информацией. Это значит, что он тянется к тем людям, у которых в первой или второй функции находится аспект его пятой функции. Если же эта подпитка недостаточна для него, он испытывает глубокую подсознательную обиду - причём на весь мир!

Картинки.

У Максима и Робеспьера пятая функция - этика эмоций. Они очень признательны людям, которые будут им ежедневно, эмоционально поднимать настроение. На то и дуалы Гюго и Гамлет с их чёрной этикой. Если вы просите о помощи, или говорите о своей проблеме Максиму или Робеспьеру, говорите эмоционально, ярко, громко для Робеспьера, артистично для Максима, тогда вас услышат.

Наполеон - интуиция времени. Этот тип плохо предвидит события, последствия чего-либо, частенько пугает себя во времени: "Чем всё это закончится? А вдруг что-то случится?", не любит ждать, сам же всюду опаздывает.

Когда-то я и моя семья жили на 9-м этаже. Дочь-Наполеон, выбегая утром из квартиры в лицей, была обеспокоена только одним вопросом: "Где лифт?! Если на первом этаже - всё, конец, я опоздала!" И так каждый день.

У Бальзака пятая функция, которая нуждается в помощи - это волевая сенсорика. Вы только себе представьте, рождаются же такие люди, которых нужно подпитывать в подобных вопросах. Бальзаки воспринимают любую просьбу извне, как установку к действию. Если Робеспьер пытается сконструировать логическую модель и осчастливить ею всё общество, то цель Бальзака - переделать дела за всё человечество! Стоит вам только попросить, он уже тут, как тут, со своими инструментами и десятью предложениями, решит все ваши проблемы. Быстрый и ловкий, он бывает в десяти местах одновременно. И за этой горою переделанных и непеределанных дел он абсолютно забывает о себе. Полностью отсутствует эгоцентричность (качество сенсориков - подумать о себе, о своих желаниях). Бальзаку ничего не нужно, кроме духовной пищи, и понимания, что его работа приносит пользу людям! И вот тут, чтобы обратить хоть иногда своё внимание на себя и вырвать его из хаоса неотложных дел, нужен рядом человек с волевым прессингом, желательно этическим. Наполеон "мягкой подушечкой" будет легонечко надавливать и аккуратно объяснять забегавшемуся Бальзаку, от чего можно отказаться, поможет отделить главное от второстепенного. Некоторым Бальзакам необходимо наметить цель и не дать от неё уклониться. За это он будет потом благодарен вам.

Экстравертная волевая сенсорика чётко разделяет всё в мире на "моё" и "не моё": первое нужно защищать, второе можно завоевать. Сильными руками она мнёт неподатливую глину жизни и превращает её в то, что ей нужно. Бедный Землемер-Бальзак в фильме "Замок" по произведению Кафки, не имея защиты по пятой функции, потерял всё, у него отобрали даже ИМЯ.

 

Шестая - РЕФЕРЕНТНАЯ. Информация, проходящая по ней, связана с ценностями нашего ближайшего окружения. Получая какую-нибудь информацию извне мы прежде всего думаем по ней так: "А что наши близкие будут иметь с этого?" По этой функции мы хотим больше работать именно на них. Что думают по данному аспекту люди, которым мы доверяем, то думаем и мы. Что они предлагают нам делать, то, как правило, делаем и мы, не слишком полагаясь на своё собственное мнение или умения. И ещё, нам жалко растрачивать и распылять по ней свои силы на всех и по попусту, всё-таки она слабая.

Картинки.

У Гюго шестая функция - интуиция возможностей. Встретить Гюго, интересующегося философией, думаю, невозможно. Придумывать научные теории, им тоже не в кайф. Зато они неутомимо придумывают развлечения для своих близких и родных: гости, фейерверки, театры, выставки, музеи, прогулки за ягодами, грибами, рыбалка и этому нет конца и не бывает всю жизнь. Такая возбудимость по интуиции рассчитана на Робеспьера, для повышения его активности и настроения.

У Наполеонов шестая - деловая логика (чёрная логика). Наполеоны по ней "лишнего не переделают", кажутся инертными и ленивыми, мало говорят о работе, берутся за неё не аккуратно и осторожно, создаётся впечатление, что они не уверены. Это связанно ещё с их иррациональностью. Нужно раскачаться. Но, если увидят в данной работе выгоду для "своих людей", то будут очень стараться, проявят виртуозную технику и качество. Они ставят высокие планки конечному результату, в деле спокойны, уравновешенны, серьёзны, немного грустные. Могут не пренебрегать весельем, но оно у них сдержанно, если шутят и веселят при работе, то в меру. Повторю, для близких людей просто "расшибаются", очень переживают за конечный результат, но не паникуют и не шумят.

 

Седьмая - ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ. В тех случаях, когда мы напуганы или хотим исчезнуть с арены действий, мы прибегаем к её помощи. Чаще всего она работает только на себя и для себя любимого. По ней мы можем поработать ещё на кого-то, но очень ограниченно. Она опытная, выносливая, настойчивая и ответственная. На нее можно положиться. С другой стороны, она упряма, абсолютно не желает выслушивать чужую критику или советы, очень настороженно относится ко всем нововведениям и не очень любит учиться.

Насколько эта функция не любит чужих советов, настолько она готова раздавать всем свои. И человек вряд ли сможет намеренно посоветовать нечто вредное или опасное. Седьмая функция искренна и ответственна.

Что-то делать непосредственно своими руками по этой функции человек не очень любит, хотя может многому научиться. Учится же он только сам, наблюдая за действиями и достижениями других людей, отбирая самое приемлемое и несложное. Чужие же попытки научить его воспринимаются "в штыки". Ну, такая эта функция: сама знает, что делает! Если вы хотите настроить человека против себя, настойчиво "учите его жить" по её аспекту.

 

Восьмая - ФОНОВАЯ. Она работает всегда сама по себе, обеспечивая оперативное исправление ситуации при малейшем намёке на сбой. Кроме того, она ещё и самая альтруистическая, потому что работает главным образом только для других людей. Это объясняется тем, что она призвана защищать четвёртую функцию дуала, которую называют ещё зоной страха. И это накладывает на работу восьмой функции серьёзнейшие обязательства, основное из которых - "не навреди!". В её обязанности входит создание таких условий по своему аспекту, которые были бы благоприятны для жизни дуала. Благодарности за свою работу она не требует, но как же человек доволен и горд собой, когда видит, что он помог кому-то решить проблемы по аспекту этой функции!

Картинки.

Наполеон - этика эмоций (черная этика). Как же она у него работает?

Возложенную ответственность за художественную часть какого-либо весёлого мероприятия Наполеон оправдает полностью. Замысел культурного праздника, творческого вечера он осуществит очень удачно и с художественным вкусом. Хотя полностью организовывать свадьбы, застолья не будет, но придти может в знак уважения или если нет других дел. Ведёт себя на публике ярко, красиво, остроумно. Его нельзя назвать серенькой мышью. Но после шумных вечеринок, ему нужен отдых.

На работе также выделяется среди публики, но громким голосом не отличается. Вокальные данные могут быть сильными (А.Б.Пугачева), но почти всегда говорит достаточно спокойно, не громко, кричать и шуметь не любит. За кулисами, в домашней обстановке по этой функции работать лень! Перед вами будет совсем другой человек: мягко улыбающийся, в теплом халате, следящий за чистотой, порядком и тишиной, редко включающий музыку и телевизор, спокойно готовящий еду и абсолютно никуда не спешащий.

Если 7 функцию называют ограничительной, то 8-ю я бы назвала затратной. Эти две функции находятся в подсознании, хоть они сильные, но можно сказать так: "Хочется больше по ним работать, но всё как-то не получается".

А теперь самое интересное!!!

Как же всё-таки происходит контакт по информации у конфликтёров и в чём преимущество дуалов? 1, 2, 3 и 4 функции находятся в СОЗНАНИИ человека, 5, 6, 7 и 8 функции находятся в ПОДСОЗНАНИИ. По первым четырём мы больше говорим, по четырём последним - сдержаны и больше молчим.

Если вы сравните модели психики дуалов, то увидите, что те функции, которые у одного находятся в сознании, у другого находятся в подсознании. То, о чём смело, с энтузиазмом говорит один, другой помалкивает или подает информацию как бы с другой стороны. А так как система ценностей у дуалов похожа, то говоря об одном и том же, но с разных сторон, они быстро приходят к одному заключению.

Наполеон
Сенсорно-
этический
экстраверт
Бальзак
Интуитивно-
логический
интроверт
Гюго
Этико-
сенсорный
экстраверт
Робеспьер
Логико-
интуитивный
интроверт

Так, для примера, рассмотрим "чёрный квадратик" - деловую логику в конфликтности и дуальности.

У Наполеона это 6 функция, находится в подсознании. Работать может, но не любит. Предпочитает тратить по ней силы только на своих людей. При постановке какой-либо задачи может долго раскачиваться, киснуть, молчать, обдумывать.

У Робеспьера деловая логика - 7 функция. Считается сильной, но тоже в подсознании. Работать может, но не хочет. Для того, чтобы Робеспьера организовать в работе, ему нужно поднять настроение, желательно дать понять важность работы, подпитать положительной, уверенной информацией, энергетически зарядить, что Наполеону с его кислой и задумчивой физиономией сделать сложно.

Другое дело дуал Гюго! Он будет летать как бешенный таракан, вносить суету, а, главное, говорить только положительную информацию, что нет никаких проблем, всё сделаем, если не будем сидеть как истуканы!!!

У Бальзака деловая логика - 2 функция, находится в сознании. Сильная, активная. Говорит о работе смело, не пугается поставленных задач, уверен в себе. Информацию по деловой логике несёт позитивную, что активизирует Наполеона и успокаивает.

Конфликтёр Бальзака Гюго своей суетой и эмоциональностью чаще неприятно возбуждает и подавляет Бальзака. А слова Бальзака, что всё успеем, сделаем, не волнуйся, дорогая, могут вывести "дорогую" из себя. Потому что Гюго не надо успокаивать ласковыми, поднимающее настроение речами, они серьезные люди и шуток бальзачьих могут и не понять. Поэтому, хоть у обоих типов функции в сознании - активные, разговорчивые - симбиоза не получается из-за неправильной подачи информации. Проблема ещё в том, что 2 и 3 функции, по своей сути, направлены на внешний мир и больше работают на людей. А 6 и 7 - молчаливые, тихие, аккуратные, медлительные, хотят работать на себя.

Этика эмоций. Первая функция у Гюго. Шумная, боевая, весёлая, для Робеспьера очень необходимая, т.к. он ждёт по ней подпитку каждый день. Бальзак, прожив с Гюго бок о бок пару, тройку недель, начнёт задумываться и понимать, что происходит что-то не то. Он, конечно, согласен, что человек должен быть весёлым и энергичным, но не в таком же количестве!

По моим наблюдениям, в контакте с дуалом именно Бальзак поднимает настроение Наполеону своими остротами. Хотя наполеоновская фоновая функция далеко не слабая, но, как я говорила, затратная. В домашней обстановке расслабляется, работать не очень хочет. В зимний, холодный вечер ей бывает и взгрустнётся , может "погундеть": "Что-то мне тоскливо на душе, устала я". Вот тут Бальзак со своим "кладбищенским юмором" может быть очень кстати. Его четвёртая, хоть и болевая, функция хорошо отслеживает ситуацию и понимает, где можно и нужно дать человеку эмоциональный заряд, а где не стоит.

Логика соотношений - первая функция Робеспьера, хорошо воспринимаемая Гюго, т.к никто другой не может так серьёзно, логично, объяснять существующие закономерности. Любую ситуацию Робеспьер разберёт по косточкам, т.к. знает, почему всё работает именно так. Отклоняться от заданной темы не будет.

Бальзак может прекрасно работать по своей 8-й функции, но не всегда и не для всех. Если от него требуется объяснить логично решение какой-нибудь задачи, он для начала нашутится вдоволь, потом обхватит своим необъятным умом проблемный вопрос так, что если его будет слушать Гюго, с ним случится стресс! Бальзак предложит вам тысячу вариантов, с мягкими намёками на тему "думай сам и развивай своё творческое воображение". Его 8-я фоновая рассчитана на 4-ю болевую дуала. Наполеон на то и дуал, чтобы посмеяться над шутками и выделить из огромного потока логично выстроенной информации главное.

P.S.

И ещё, совсем чуть-чуть. В самом начале этой статьи я упомянула о социальной миссии каждого человека. Так вот, социальная миссия каждого из нас абсолютно разная и уникальная.

Штирлиц.

Представителей этого типа отличает исключительная работоспособность и деловая активность. Объём их работы не ограничивается ни временем, ни количеством собственных сил. Начав что-то делать, они углубляются в работу так, как будто раскапывают "золотую жилу". Любую работу доводят до высочайшего профессионализма. Люди этого типа обычно не понимают, как можно работать в полсилы. Но в отличие от Джека, чей деловой расчёт основан на сильной интуиции, на умении приспосабливаться к постоянным переменам и использовать их с выгодой для себя, Штирлицам в работе нужна стабильная обстановка с твёрдой дисциплиной.

Без эстетики, по сенсорике ощущения, они тоже не могут жить - "всё должно быть безупречно красиво", и обязательно порядок, чистота, дорогой и добротный комфорт.

Бальзак. Ему нет равных в желании решать проблемы и приводить бесконечно растущий объём информации к последовательному целому. Бальзак живёт по принципу "поспешай медленно" и очень не любит, когда ему навязывают другие темпы. Можно только позавидовать тому, что он никогда никуда не спешит и никогда никуда не опаздывает. В его жизни обычно не случается ничего непредвиденного, потому что он всё умеет предвидеть. Это преимущество оборачивается для него проблемой - иногда ему становится скучно жить. Для него как будто не существует в жизни сюрпризов.

Всё своё время Бальзак заполняет делами или размышлениями о том, как их лучше сделать. Лучше всего работает там, где на него не давят, не влияют, где нет суеты, суматохи, этических "разборок". Внутренне независимый, он стремится быть свободным от обстоятельств. Он не сделает того, что никому не нужно, он хочет быть свободным для дел, которые кому-то действительно нужны.

Гексли. Энергичные энтузиасты, тонкие психологи, чувствующие малейшее изменение настроения и отношений. Воспринимают мир как море возможностей, которые можно использовать на благо людей. Общаться с самыми разными людьми, решать задачи и организовывать мероприятия могут порой одновременно. Исключительно проницательны. Характер человека определют практически с одного взгляда. Великолепно предвидят развитие ситуации в этическом плане. Прекрасные актёры, врачи-диагносты.

Робеспьер. Постоянно ищут способы совершенствования буквально всего подряд. С их точки зрения улучшить можно даже самое лучшее. Представитель этого типа всегда страстный борец за справедливость. Часто размышляет о создании государства абсолютной справедливости. Любой из представителей этого типа разделяет мысль, высказанную в американской Декларации независимости: "Все люди созданы равными, наделены Богом некоторыми неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода, стремление к счастью".

Наполеон. Может выступить в роли Большого Босса, умеющего выбивать ставки, деньги, материальные средства. Из всех 16 типов в наибольшей степени склонен жить "здесь и сейчас". Для этого типа характерна волевая защита собственных интересов и интересов своей команды любой ценой. Но не с целью прямого и беспощадного подавления, а для максимальной реализации собственного творчества, для наиболее полного выражения собственной яркой индивидуальности, для реализации этических целей и задач.

*****

Психологические каналы, по которым наша психика принимает информацию из внешнего мира, можно сравнить с каркасом. На сколько качественнее будет заполнен наш КАРКАС, настолько интереснее и полезнее для людей будет наша СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ в этой жизни.

 

До встречи. Е.Н. Гладкова. Октябрь 2007 г.

 

В статье использованы материалы из книг Е.Горенко, В.Толстиковой "Природа собственного Я", Е.Удаловой, Л.Бесковой "Уроки соционики", В.Стратиевской "Как сделать, чтобы мы не расставались".


Назад на главную страницу | К предыдущей статье | К следующей статье

Хостинг от uCoz