Всё великое начинается с малого

 


Харуки Мураками
(интуитивно-логический интроверт, Бальзак)

"...Я уехал в Штаты почти на пять лет, и вдруг, живя там, совершенно неожиданно захотел писать о Японии и о японцах. Иногда о прошлом, иногда о том, как там всё сейчас. Легче писать о своей стране, когда ты далеко. На расстоянии можно увидеть свою страну такой, какая она есть. До того я как-то не очень хотел писать о Японии. Я просто хотел писать о себе и своём мире" - вспоминал господин Харуки Мураками в одном из своих редких интервью. Х. Мураками достаточно скрытен, о личной жизни довольно мало сведений, говорит, что живет скучно и спокойно. На некоторых сайтах можно прочитать небольшие, но ёмкие биографии.

Его интересы:

"Меня совершенно не интересуют гадания, вещие сны, привидения, призраки, аномальные явления, НЛО и религиозные чудеса. Возможно, они и есть на самом деле, но лично у меня к ним интереса нет. То, что интересует меня - это некая живая тема темноты внутри человека. В ней возникают всевозможные процессы. Я всесторонне исследую и повествую, так как оно есть, реально. Затем я страстно прислушиваюсь к рассказам других людей. Люблю следить за происходящим в моём окружении".

Отношение к деньгам:

- "Скажите, вы любите деньги?

- О, да! Я очень люблю деньги! На них можно купить свободное время, чтобы писать…"

Мураками ведёт здоровый образ жизни: бросил курить, занялся бегом, плаваньем, любит музыку, джаз.

Своим творчеством он разрушает привычные японские ценности: стремления жить в гармонии с окружающим миром, не выделяться из среды, быть одержимым карьерой. С удовольствием ломает традиции, за что презираем многими японцами-стариками, приверженцами древних устоев и "правильных" привычек. Молодёжь его боготворит.

"Мы действительно верили, что мир станет лучше, если очень постараться. Мы очень старались - но, в каком-то смысле, всё равно проиграли". Он видит больше смысла уже не в поисках "справедливости" окружающего мира, а в нюансах взаимоотношений людей. А понятие справедливости у каждого своё.

Чтобы лучше понять Мураками, неплохо было бы познакомится с его соционическим типом - интуитивно-логическим интровертом (Бальзаком). Мир этого типа не реалистичен и не буквален. Но Мураками не писатель-фантаст, пишет он о насущных, человеческих проблемах. К удивлению сенсориков и этиков, восприятие окружающей действительности у интуитивно-логического интроверта очень сильно отличается по взглядам и интересам. Его мир - это мир фантазий и образов. Бальзаки как интроверты всю свою жизнь могут копаться "внутри себя", осознавая своё внутреннее "я", анализируя своё настроение, думая о смысле жизни.

В "Призраках Лексингтона" он в доме друга "оживляет" старые пластинки, потом в "Зеленом змее" размышляет о женской психологии, в "Молчании" вспоминает о школьных годах, где в первый раз попадает в ревизные отношения, что зарождает чувство страха перед подобными ситуациями. В рассказе о Ледяном человеке предлагает нам подумать об абсолютно разных внутренних мирах влюбленных. Даже если люди любят друг друга, они не могут до конца постичь глубину души рядом живущего. Это всегда останется тайной. А свой мир нужно каждому из нас создавать самому и научиться оберегать его. Рассказ "Седьмой" - это победа над собой, над своими страхами, которые просто мешают жить.

В романе "Охота на овец" писатель пишет понемногу обо всём: о друзьях, о бизнесе, о стране, просто о людях, о престарелой кошке… Одна треть этого произведения посвящена отношениям людей. Знающим соционику не составит труда усмотреть здесь ревизность как основную тему.

Что поделать, но ревизор далеко не всегда может создать комфортные условия жизни для подревизного, и это ранит душу. А если ревизор топнет ножкой, то сложности для подревизного утраиваются. Но для того и щука, чтоб карась не дремал! Не сразу, а постепенно обиженный подревизный чувствует, что условия выживания для него сводятся к минимуму. Пройдя через ревизные конфликты, люди становятся другими, такие испытания в жизни могут как закалить их, так и обозлить и поселить обиду в сердце. Так случилось с героем Одзава в рассказе "Молчание". Его речь в конце была спокойная, но скорбная:

"Человек, испытавший подобное потрясение, так или иначе меняется. Бывает, что в лучшую сторону, бывает, и в худшую. Если говорить о хорошем, я стал терпеливым. По сравнению с тем, что мне довелось испытать за те полгода, последующие беды даже бедами назвать нельзя. Мысленно сравнивая с "тем", я преодолевал все горечи и невзгоды. Я стал чутче к боли и страданиям окружающих. Можно сказать, это были плюсы. Я даже смог завести себе несколько настоящих друзей. Но имелись и минусы. С тех пор я не верю людям - правда, нельзя сказать, что я не доверяю всему человечеству. Но вот, что я думаю. Приключись завтра какая-нибудь беда, что перевернёт всё вверх ногами, - совершенно неизвестно, что будет дальше. Однажды ни с того ни с сего люди перестанут верить малейшему моему или вашему слову. Такое происходит внезапно. Совершенно нежданно и негаданно. Я постоянно об этом думаю. В прошлый раз обошлось полугодом. Случись повторно - никто не скажет, как долго оно будет длиться. И я совершенно не уверен, смогу ли противостоять такому, случись оно опять. От одной только мысли становится страшно. Бывает, просыпаюсь среди ночи, если что-то подобное мне снится. Причём снится не так-то и редко! В такие минуты я бужу жену и, крепко обняв её, плачу. Бывает, по целому часу. Так бывает жутко. Мне снится толпа. Вокруг - сплошное молчание. И у тех, кого я вижу во сне, лиц нет. Лишь молчание наполняет всё вокруг своей холодной водой. И всё вокруг растворяется в нём. Но как бы я ни кричал, растворяясь в молчании, никто меня не слышит".

Встреча с Секретарем в "Охоте на овец" (Человеком Со Странностями) - это так же как в рассказе "Молчание" сначала знакомство с ревизором, а потом общение с ревизором. Разговор получается тяжёлый и, хуже того, не понятный. Главного Героя заставляют искать какую-то овцу, запугивают, просто накатывают катком!

- "Мы представляем собой особую разновидность людей, чьё появление влечёт за собой проблемы и осложнения" - речь Секретаря.

- "Этот тип всегда умел очень талантливо рассчитывать время, Когда лучше закидывать невод, когда - тащить… И, кроме того, всегда как-то заранее чувствовал, в какую именно точку следует бить. Темная лошадка, но с мертвой хваткой и мгновенной реакцией. С помощью денег он зажал в одном кулаке и политиков, и рекламу. А поскольку, в его руках и политика, и реклама, для него, строго говоря, нет ничего невозможного" - речь напарника о Секретаре.

Всё, что говорит Человек Со Странностями, его диалог об Империи, об овце, вся это история какой-то дурацкий бред, в который просто невозможно поверить. В образ Секретаря Мураками как бы вложил образ Гитлера, сильного этика, манипулирующего сердцами людей и всем миром:

"Нами создана Империя, могущественная теневая Империя. В наших руках - самые разные сферы человеческой деятельности. Политика, финансы, массовая коммуникация, чиновники, культура - а также многое, многое другое, о чем ты и представления не имеешь. В наших руках - даже те, кто против нас. Все - от сторонников этой власти до её врагов - находятся под полным её контролем. Большинство из них даже не подозревают, что их судьба - в наших руках". Ну чем ни Третий Рейх?

Главному герою дали месяц на поиски овцы.

Последний звонок Секретарю:

- "В общем, завтра я еду искать эту вашу овцу. Я тут, знаете, много всего передумал - но в конце концов решил: будь по-вашему. Однако действовать я буду так, как САМ ЗАХОЧУ. И говорить буду о том, о чём МНЕ ЗАХОЧЕТСЯ. По крайней мере, права болтать, о чём хочется, у меня ещё никто не отнимал. Также я не хочу, чтобы за каждым моим шагом следили исподтишка, тыкали мне и указывали, что делать!... Я все сказал".

Секретарь пытается его поставить на место:

- "Ты очень заблуждаешься относительно своего места в жизни".

- "Вы тоже заблуждаетесь насчет моего места в жизни. Послушайте - всё-таки, мне кажется, я лучше вас обдумал свою ситуацию и заметил одну важную вещь. А именно - тот простой факт, что терять мне практически нечего. С женой я развёлся. С работы хоть сегодня готов уйти. Квартиру снимаю, да и там из вещей ничего приличного. Всей собственности - пара миллионов на счету, подержанный автомобиль да престарелая кошка. Одежда давно уже не модная, а пластинки как из лавки старьевщика. Ни славы, ни положения в обществе, ни успеха у женщин. Ни таланта, ни молодости. Болтаю вечно какую-то чушь - и сам же потом жалею… В общем, как вы и сказали - банальнейшая посредственность. Чего же такого я ни за что не хотел бы терять? Объясните, если знаете!...".

Как бы наш герой не хотел жить в своём насиженном гнезде, его всё-таки вышвырнули из него насильно…

Может быть, далеко не самые благоприятные отношения помогают сделать нам правильный выбор, понять философию смысла жизни, изменить себя, т.е. попытаться найти свою "овцу", тот скромный талант, которым нас одарила матушка природа. Но бывает, что человек до конца так и не раскрывается. Не все добиваются цели, даже если слушают этот голос, или пить начнут, или чем-нибудь ещё отвлекутся, или переусердствуют с целями, и остаются одни. Овца уходит, покидает насиженное место, понимая, что это не тот человек.

Правда, в конце романа из бедной овцы сделали Монстра. Ну, что ж, ТАЛАНТ и ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ могут быть и дьявольскими… Как это случилось с Гитлером. Может, поэтому в конце романа Мураками убивает Секретаря. Но в смерти Секретаря есть философский смысл. Убийства как такового не было. Секретаря никто не звал в опасное место, и не ждал, он сам приехал… Агрессивная сила, приобретение, захват, власть, подчинение, умение всё и всех держать в своих руках опасно для личности и её жизни. И в результате "за что боролся, на то и напоролся". Такова жизнь…

А чтобы она была прекрасна, давайте будем разумны, потихонечку, аккуратно научимся лелеять свои таланты, из "беленькой хорошенькой овечки" не делать "чёрта с хвостом и рогами", искать себя и делать как можно больше добра людям, которые нас любят и могут оценить. Поверьте, мы с вами встретим достаточно людей в своей жизни близких по интересам и целям. А если нас кто-то не понимает, ругает, смеётся за глаза, и мы взаимно кем-то начинаем раздражаемся, то будем учиться общаться или держаться подальше от таких людей, не обижаясь, оставляя их для других.

"Где-то должен быть узел, связывающий меня с самим собой! И даст Бог, когда-нибудь я обязательно попаду в тот далекий мир, в то загадочное место - и встречу там самого себя. Если возможно - хотелось бы, чтобы в том месте было тепло. А если там будет еще и несколько банок пива, то больше и желать нельзя. Там я превращусь в Того-Кто-Я-Есть, а Тот-Кто-Я-Есть превратиться в меня. Между нами не останется ни щёлочки. Где-то обязательно должно быть такое замечательное место".

Читайте Мураками, ничего подобного вы ещё не встречали.

При подготовке этого материала были использованы отрывки из рассказов Харуки Мураками "Молчание", "Девушка из Ипанемы" и романа "Охота на овец". Рисунок Данилова С.Н.


Назад на главную страницу | К предыдущей статье | К следующей статье

Хостинг от uCoz