Храм в Николо-Пешношском монастыре

Преподобный Ефрем Сирин: «О покаянии»

Без молитвы и дело – не в дело, и работа – не впрок, и труд – не на пользу.
Молитва Богу должна быть сопряжена с покаянием, даже слезами. Не стоит этого стыдиться.
Молитва в покаянии слышится Богом.
Так как молитва – это не выпрашивание благ.
Молитва – это очищение сердца.

 

 

О молитве Богу

«Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, свои первые движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе.

Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от злопамятства, истребление ненависти, исправление нечестия.

Молитва – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира.

Молитва – печать девства, верность браку, спасение путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам.

Молитва – заступница судимых, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим.

Молитва – беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспевание в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Видите, как сильна  молитва! В целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от неё, никогда не оставляйте её, но будем молиться, зная, что труд наш не тщетен (не бесполезен) перед Господом.

Потому в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве – не оставляй молитвы и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень.

Прошу и умоляю вас чаще исповедоваться пред Богом. Не на позорище перед подобными тебе рабами вывожу тебя, не людям принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою перед Богом, Ему покажи язвы, у Него проси лекарства, покажи себя  не укоряющему, а Врачующему. Ибо если и умолчишь, Он всё узнает. Итак, говори, чтобы оставаться с приобретением, говори, чтобы сложив здесь прегрешения, идти туда чистым и освободиться от будущего нестерпимого обличения.

Сила молитвы угашала силу огненную, обуздывала ярость львов, прекращала битвы и войны, укрощала бури, изгоняла бесов, отверзала небесные врата, разрывала узы смерти, отгоняла недуги, отражала напасти, восстанавливала поколебавшиеся города, останавливала и наносимые свыше удары, и человеческие наветы – одним словом, прекращала всякие бедствия. Подразумеваю же молитву не просто лежащую на устах, но восходящую из глубины ума. Как деревья, пустившие корни вглубь, если принимают  на себя и тысячекратные порывы ветра, не ломаются и не могут быть вырваны, потому что корни твёрдо прикреплены к земной глубине. Так и молитвы, воссылаемые из самой глубины ума, как надёжно укоренённые, простираются в высоту, и никакое нападение помысла не может совратить их».

 

Ефрем Сирин родился в начале IV века в Сирии, городе Низибия, в христианской бедной семье земледельцев.  Во взрослые годы, долгое время пребывая в безмолвии, углублённой молитве, изучении Слова Божия, Ефрем приобрел навык богомыслия – непрестанного обращения своего ума к Богу. Господь дал ему талант учительства, и к нему за советом стали приходить люди.  Ефрем всегда учил, что главное условие истинно духовной жизни и познания себя – покаяние.

Слово «покаяние» – от греческого слова «метанойя», понимается как обновление, изменение ума. Этому изменению и учит нас преподобный Ефрем.

Выдержки из книги: Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии. — М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. Книга рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

 


Назад на главную страницу | К предыдущей статье